Авторизация

Авторизация и регистрация

Login Form

Какой учет и кому нужен

Друзья, сегодня хочу поговорить с вами о видах учета и помочь вам определиться с тем, какой учет необходим именно вам.

Достоверность учетных данных трудно переоценить.

Во-первых, любой учет это - информационная база для принятия управленческих решений в любом бизнесе, даже самом малюсеньком.

Во-вторых, на основе учета мы определяем налоговую базу, величину налогов, которую надо отдать бюджету.

И чем правильнее и оптимальнее построен учет, тем более можно сэкономить. А кроме того, защитить себя от налоговых рисков.

Единая система учета

Всего существует три вида учета:

  • управленческий;
  • бухгалтерский;
  • налоговый.

Управленческий учет - это внутренний "тайный" учет самого предпринимателя. Этот учет ведет сам предприниматель (или его бухгалтерская служба, плановый отдел) для принятия взвешенных и эффективных управленческих решений.

Нужен ли такой учет самозанятым? Я считаю, что очень даже нужен!!! Спросите - зачем?  Ведь самозанятые не обязаны вести учет, сдавать отчетность. налоговая сама ему все налоги рассчитает...

 

Вот в том то и дело, что налоговая сама... А что она вам насчитает? А вдруг система расчета сбойнет, а вдруг там не совсем знающий работник не ту цифру запишет... За налоговой нужен глаз, да глаз!

Поэтому и самозанятому надо вести свой внутренний учет - кто сколько и когда заплатил, какой чек в приложении "Мой налог" вы пробили. То, что рассчитает вам налоговая надо проверять. На самотек это пускать ни в коем случае нельзя.

А всем остальным предпринимателям этот учет просто необходим. Бухгалтерский и налоговый учет - это учет для фискальной системы. А нам нужен учет для себя - расчет метрик, своих показателей, которые вы сами определили как важные. Этот учет никому не показывают. Поэтому я и назвала его "тайным". Это - не система "двойного" учета типа "два пишем, три в уме".  

Например, вы ИП и у вас УСН "доходы". И в налоговом учете расходы вы не показываете. Но разве вам самому не нужен учет расходов? Разве сам для себя вы не считаете прибыль? Вот такой не официальный учет и есть управленческий - исключительно для внутренних целей.

Система управленческого учета  законодательно никак не регулируется. Вы вольны вести её так, как вам удобно - разработать свои таблички (регистры управленческого учета), вести его в тетрадке или на компьютере...

Налоговый учет - ведется строго в соответствии с требованиями налогового кодекса.

Для таких систем налогообложения, как патентная система (ПСН) и упрощенная система (УСН) разработаны и утверждены регистры налогового учета - Книга учета доходов - для ПСН и Книга учета доходов и расходов - для УСН.

Эти налоговые регистры должны вестись в строгом соответствии с нормативными документами.  

Однако, законодатель дал нам возможность разработать свои дополнительные налоговые регистры, которые могут применяться не всеми, но которые в определенных случаях очень упрощают нам учет.

Например, в Книги учета мы должны записывать все хозяйственные операции по дате их совершения в хронологическом порядке. А теперь представьте, что в период запуска какого-то продукта или при успешной продаже в интернет-магазине вам пришла сотня платежек, а ещё и через платежную систему пришло пару сотен платежей. И как все это в хронологическом порядке записать в Книгу учета? Тут один бухгалтер не справится... 

Но мы можем разработать свой налоговый регистр учета доходов, куда занести все платежи за день и потом одной строкой записать итоговую цифру по регистру в Книгу учета. А сам налоговый регистр можно довольно быстро сформировать либо из банковской выписки, либо из ежедневного отчета платежной системы. А тем, кто работает на Геткурсе (платформа для онлайн-школ), тот очень быстро может получить отчет о всех доходах за день, неделю, месяц. 

Такие налоговые регистры, разрабатываемые самостоятельно,значительно сократят трудоемкость учета.

Налоговый учет - это система обязательного учета для всех налогоплательщиков кроме самозанятых.

В эту систему кроме Книг учета  для ПСН и УСН, входят и формы налоговых деклараций. А для ИП, применяющий общую систему налогообложения (ОСН), утверждена методика налогового учета, включающая множество различных налоговых регистров. 

Бухгалтерский учет - это совершенно друга система учета в отличие от налогового. Данные бухгалтерского и налогового учета во многом не совпадают. Например, амортизация основных фондов может считаться по-разному в системе налогового и бухгалтерского учета. И поэтому налоговая прибыль может отличаться от бухгалтерской.

Для организаций, какую бы систему налогообложения они ни применяли, бухгалтерский учет обязателен. А вот ИП могу не вести бухгалтерский учет. А могут и вести... Это выбор самого ИП.

И этот выбор сделать необходимо. Ведь по закону "О бухгалтерском учете" индивидуальным предпринимателям предоставлено только право не вести бухгалтерский учет. Но правом можно воспользоваться или отказаться от него. 

Вот мы и подошли у такому понятию, как Учетная политика - документ (вернее система документов), в котором вам нужно закрепить свой выбор. А, кроме того, отразить формы ваших внутренних налоговых регистров, систему расчета показателей, которые не закреплены законодательно, но их необходимо рассчитывать.

Об Учетной политике мы обязательно поговорим в следующей статье и очень подробно. Потому что многие даже не подозревают, что такой документ не просто необходим, он во многих случаях спасет вас и от произвола налоговиков, и позволит сократить налоги, и сократит трудоемкость учета.

Единая информационная база

А сейчас хочу заострить ваше внимание на том, что каждая система учета имеет свои налоговые регистры - законодательно  установленные или разработанные вами и зафиксированные в Ученой политике.

А данные налоговых регистров переносятся по законодательно установленным правилам в налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность, управленческие отчеты.

И вся эта единая система учета учитывает одни и те же хозяйственные операции и базируется на одних и тех же первичных документах учета.

Первичным документом учета может быть, например, платежное поручение, кассовый чек, кассовый приходный или расходный ордер, авансовый отчет. 

Первичные документы - это отдельная и огромная тема и в отдельной статье об этом не написать.  Эту тему мы обязательно рассмотрим позже. 

В следующей статье мы рассмотрим что такое Учетная политика, зачем и кому она нужна.

 

И, конечно, кто ещё не нажал заветную кнопочку «Хочу законный и процветающий бизнес», жмите, не откладывая на «потом»!

 

 

  • Комментарии не найдены

Оставить комментарий от имени гостя

0